Сотрудники Ангарской деревни вернулись из очередной этнографической экспедиции. Они провели неделю в Усть-Удинском районе, где общались с местными жителями и собирали сведения о быте предков – ангарцев, тех, кто жил на Верхней Ангаре. Подробностями учёные поделились со съемочной группой БСТ.
Энтузиазм научных сотрудников музея под открытым небом привёл их на правый берег Братского водохранилища. Объект интереса – устные сведения, которые они добывали во время общения с людьми 1930-1940 годов рождения. Пожилые делились воспоминаниями о давних традициях, быте и культуре, которые им удалось сохранить со времён переселения из зоны затопления водохранилища. Это началось в конце 1950-х: многие переносили дома и изготавливали глинобитные печи.
Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «Кирпича еще было мало, и они использовали такие архаичные технологии. И в этом районе – это есть только в этом районе – делали небольшие выемки в углах глинобитных печей и называли их «камин». Там жгли лучину, использовали для освещения. В других районах Ангары такого не было».
За неделю участники экспедиции исследовали более десяти поселений. Среди них: Светлолобово, Молька, Лобагай, Малышевка и Игжей. Рассказывают, им посчастливилось пообщаться со старожилами. Самому возрастному было 96 лет.
Иван КОЛЕСНИК, волонтёр архитектурно-этнографического музея «Ангарская деревня им. О. Леонова»: «Поразило, насколько эти старожилы и старики бодрые, сохраняют ясность мысли. Речь чистая, связная, память кристальная, всё помнят. Да, кого-то подводит здоровье… Например, мы были в посёлке Игжей, встречались со старожилом дядей Толей. Нам сказали, что он сейчас выйдет. Ему 90 лет. Вышел мужчина. На вид лет 60-70. Мы засомневались, решили, может быть, это сын дяди Толи. Нет, дядя Толя. Какого года? 35-го».
Помимо уникальных сведений об обрядах и особенностях местного наречия, некоторые жители приангарских глубинок демонстрировали научным сотрудникам и устное творчество.
Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «Хорошо исследовали Боханский район. Там до сих пор люди по-прежнему делают квас, ставят на квасниках как в старину. Квасники – такие заготовки из ржаной муки и солода. Их запекают в печи всю зиму, а потом всё лето ставят на них квас. В том числе и пиво на них делали. Что интересно, на нижней Ангаре на них еще и кашу делали – кутью, сладкую».
Для многих поселений Ангара была одной из главных кормилиц. Например, вода в ней была даже чище, чем в колодцах.
Михаил БЕЛУСОВ, младший научный сотрудник музея «Ангарская деревня»: «Кроме того, что она является кормилицей, она брала свои жертвы. Нам много рассказали историй о том, как тонули на Ангаре. Допустим, были наледи на Ангаре, трёхметровые торосы, среди которых можно было легко заплутать и утонуть в полынье».
*Торо́с, Торо́сы или Торо́сья – нагромождение обломков льда, до 10–20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова.
*Полынья – это участок открытой воды среди льда на реке, озере или море. Она может образовываться из-за быстрого течения, выхода грунтовых вод, сброса теплых вод, или действия ветра.
Экспедиция – часть проекта «Люди большой реки», который стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Впереди у научных сотрудников музея под открытым небом еще как минимум две экспедиции в самую нижнюю часть Ангары и не только.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии