Почему старожилы верхней Ангары не ели конину? Как использовали медвежьи лапы? И что считалось деликатесом? Мы продолжаем рассказывать о находках, которые сотрудники музея «Ангарская деревня» сделали во время экспедиции в Усть-Удинский район. Благодаря их проекту «Люди большой реки», появляется всё больше знаний об укладе жизни наших предков, в том числе о традициях питания.
Ангару можно условно поделить на лесостепную верхнюю, таёжную среднюю – Братский район, и нижнюю – Красноярский край. Сейчас образ жизни обитателей этих территорий мало чем отличается от привычного. Однако, как рассказал научный сотрудник музея под открытым небом, уникальные черты в некоторых отдалённых деревнях ещё остались. Этнокультурные особенности в виде пищевых привычек и обрядов удалось зафиксировать и сохранить благодаря рассказам.
Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «Мы, когда были в московском архиве, выявили, что использовали медвежью лапу для обрядов, чтобы был удой молока – гладили вымя отелившейся корове. И, как ни странно, некоторые старики до сих пор это помнят. Ну, буквально один – он нам и рассказал об этом».
Как делятся научные сотрудники, раньше они думали, что буряты селились повыше, на притоках, в степях, в то время как на берегах Ангары жили русские. Оказалось, что в некоторых деревнях Усть-Удинского района жили смешанным населением
Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «И вот если спросить у них, что вы взяли у бурят, скажут – ничего. А когда начинаешь задавать вопросы: „Конину едите?“ – говорят: „Да“. А это бурятская часть культуры. Ещё лет 70 назад мало кто из русских ел конину. На вопрос: „Почему?“ один нам ответил, что, по преданиям, Иисуса Христа после распятия зарыла свинья. И её едят. А вытащила – кобыла. И поэтому нельзя есть конину».
Также научные сотрудники узнали, что у местных жителей в почёте было своеобразное блюдо из прямой кишки сохатого, которое раньше считалось самой вкусной частью крупного животного. Сейчас деликатесом считается его губа. О рыбе, которую можно было изловить на берегах Ангары, тоже удалось добыть интересные сведения.
Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «Известно, что Ангара – очень рыбная река. И вот что водилось на верхней Ангаре? Почти то же самое, что на нижней. Но, допустим, осётр и стерлядь не доходила до верхней Ангары, за редким исключением. Старожилы нам это подтвердили. Сказали, что до затопления Братского водохранилища очень-очень редко попадался осётр, но стерлядь не доходила до них. Зато у них был сом, чего не было на нижней Ангаре».
И это далеко не все этнокультурные сокровища Усть-Удинского района. Как делятся учёные, поле для исследований большое, как и в других районах Иркутской области. По проекту «Люди большой реки», который стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив, научные сотрудники продолжат собирать бесценные крупицы информации.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии